< Return to Video

INT Evgeny Chuprunov YouTube sharing

  • 0:03 - 0:05
    Добрый день, вы не могли бы представиться?
  • 0:05 - 0:11
    Пожалуйста. Я – Евгений Чупрунов, ректор Нижегородского Государственного Университета
  • 0:11 - 0:15
    им. Лобачевского, национальный исследовательский университет
  • 0:15 - 0:19
    Спасибо большое. Вы не могли бы рассказать о том какой вы видите роль
  • 0:19 - 0:23
    вашего университета в программе «ЭВРИКА»?
  • 0:23 - 0:31
    Она очевидна. В программе «ЭВРИКА» предполагается что Российский ВУЗ
  • 0:31 - 0:36
    будет взаимодействовать в данном случае с двумя Американскими университетами
  • 0:36 - 0:41
    для того, чтобы вместе выполнить некую программу.
  • 0:41 - 0:47
    Программа заключается в том, чтобы мы создали условия для того, чтобы в
  • 0:47 - 0:50
    университете, в частности в российском, поскольку мы на несколько шагов
  • 0:50 - 0:55
    назад в вопросе инноваций по отношению к американским университетам,
  • 0:55 - 1:02
    процветали инновации, создавалась собственность интеллектуальная, мы могли ее внедрять и т.д.
  • 1:02 - 1:06
    Вот такая очевидная роль.
  • 1:06 - 1:09
    В процессе ваших обсуждений в течение двух дней в Вашингтоне с другими
  • 1:09 - 1:13
    университетами наметились ли какие-то конкретные проекты по которым
  • 1:13 - 1:15
    вы собираетесь работать?
  • 1:15 - 1:20
    Конечно. Шесть модулей мы разработали вместе с двумя очень хорошими,
  • 1:20 - 1:24
    как мне показалось, известными университетами. Во-первых, великий
  • 1:24 - 1:30
    университет в Мэриленде. Нам президент рассказывал достаточно долго
  • 1:30 - 1:34
    какие они великие, а я это знаю, потому что мы с ними уже выполняли
  • 1:34 - 1:38
    проект 10 лет назад в рамках другой программы.
  • 1:38 - 1:42
    Второй университет, он может быть не столь позиционирует себя как очень
  • 1:42 - 1:47
    великий, но по-моему очень добротный, очень хороший, это университет Пердью,
  • 1:47 - 1:54
    который очень похож на нас, потому что мы выполняем исследования в области
  • 1:54 - 1:58
    нано-технологий, лазерной физики, некоторых вопросов химии. Мы очень
  • 1:58 - 2:05
    быстро поняли друг друга и наметили такие контакты. Мы с ними будем
  • 2:05 - 2:12
    работать, выполнять проект «ЭВРИКА», шесть модулей, и я очень надеюсь,
  • 2:12 - 2:21
    что при любом расскладе, в любом случае мы получим пользу от этого проекта.
  • 2:21 - 2:25
    Вы упомянули, что будут шесть модулей, это предполагается на пилотной стадии
  • 2:25 - 2:29
    проекта или этим ограничивается ваше участие?
  • 2:29 - 2:37
    Я этого не знаю. Это решает дирекция программы. Я знаю, что пилотный проект – на два года.
  • 2:37 - 2:42
    Он таким образом разработан, чтобы мы выполняли эти шесть модулей.
  • 2:42 - 2:49
    Главное, что в этих шести модулях – это подготовка людей.
  • 2:49 - 2:51
    Если хотите, я несколько слов об этом скажу.
  • 2:51 - 2:52
    Пожалуйста
  • 2:52 - 2:58
    Инновационный проект для ВУЗа устроен таким образом: нужны три вещи,
  • 2:58 - 3:04
    по большому счету. Первое, чтобы в университетах было хорошее оборудование,
  • 3:04 - 3:09
    поскольку все-таки в основном это все связано с работами в области естественных,
  • 3:09 - 3:14
    физико-математических наук, мы должны иметь хорошее оборудование.
  • 3:14 - 3:19
    У нас это есть и в университете Пердью это есть, и у нас очень
  • 3:19 - 3:23
    хорошее оборудование, и, насколько я видел и знаю, в Мэрилендском
  • 3:23 - 3:26
    университете очень хорошее оборудование. Поэтому тут все хорошо.
  • 3:26 - 3:31
    Второе – должны быть люди. Люди должны быть во-первых обучены тому,
  • 3:31 - 3:36
    что такое инновация и как она делается. Здесь более-менее все хорошо.
  • 3:36 - 3:42
    Мы, конечно, чуть сзади, но мы стараемся учить наших студентов, аспирантов,
  • 3:42 - 3:47
    преподавателей. Главное в другом – люди должны быть психологически готовы,
  • 3:47 - 3:50
    что можно встать и бросить свою работу в университете
  • 3:50 - 3:55
    или каким-то образом ее ограничить и начать заниматься инновациями.
  • 3:55 - 4:02
    Ну какими инновациями – своим делом. Здесь важно не только как это делать,
  • 4:02 - 4:06
    а важна психологическая компонента, а она заключается вот в чем:
  • 4:06 - 4:13
    человек должен увидеть другого человека успешного. И мы очень надеемся,
  • 4:13 - 4:17
    что поскольку эти два замечательных университета успешны в этом деле,
  • 4:17 - 4:22
    там есть успешные люди, и вот этот пример – это есть некий психологический
  • 4:22 - 4:27
    допинг для наших потенциально успешных людей заниматься этим вопросом.
  • 4:27 - 4:31
    Есть третий момент – это законодательство.
  • 4:31 - 4:36
    Вообще инновации должны проходить в некой законодательной среде нормальной.
  • 4:36 - 4:41
    Она у нас есть, она у нас совершенствуется, и я очень надеюсь,
  • 4:41 - 4:47
    что мы будем работать настолько успешно, чтобы успеть за изменениями этой среды,
  • 4:47 - 4:51
    а с другой стороны не настолько быстро, не настолько революционно,
  • 4:51 - 4:56
    чтобы встать каким-то образом в противоречия с этой средой,
  • 4:56 - 4:59
    чтобы закон за нами успевал.
  • 4:59 - 5:04
    217-ый закон, который был принят в 2009 году,
  • 5:04 - 5:07
    дал ли он уже какие-то результаты в настоящий момент?
  • 5:07 - 5:12
    Вы знаете, наверное я скажу не совсем правильную вещь, но я ее скажу:
  • 5:12 - 5:14
    он – во многом статусный.
  • 5:14 - 5:17
    Знаете, патенты есть статусные и по существу дела.
  • 5:17 - 5:21
    Статусные – это когда можно взять патент и повесить его на стенку,
  • 5:21 - 5:27
    говорить детям, внукам и т.д. – вот, я изобрел. А есть патенты, которые быстро идут в дело.
  • 5:27 - 5:33
    Так вот 217-ый закон, он все-таки в какой-то степени – статусный. Почему?
  • 5:33 - 5:42
    Да, он разрешает ВУЗам быть учредителями малых компаний, но, к сожалению,
  • 5:42 - 5:48
    он ставит многие препоны, чтобы эти компании были успешными.
  • 5:48 - 5:54
    В каком смысле: вот мы создали малую компанию, естественно мы должны ей помогать,
  • 5:54 - 5:59
    мы должны ей предоставить площадь по льготному тарифу и т.д.
  • 5:59 - 6:03
    К сожалению, у нас закон просто запрещает это делать.
  • 6:03 - 6:09
    А как же тогда можно работать? Какой выход из создавшейся ситуации?
  • 6:09 - 6:19
    Или надеяться на случай, или использовать какие-то сложные, противоречащие закону схемы и т.д.
  • 6:19 - 6:26
    Ну или такой вопрос: если мы вошли учредители малого предприятия,
  • 6:26 - 6:31
    то предприятие может заниматься только той деятельностью,
  • 6:31 - 6:35
    которая прописана в уставе и с которой она была создана.
  • 6:35 - 6:40
    Например, мы передали интеллектуальную собственность данному предприятию
  • 6:40 - 6:43
    чтобы изготовлять какое-то изделие.
  • 6:43 - 6:47
    Спрашивается, а может ли данное предприятие выступать в роли консультанта,
  • 6:47 - 6:52
    заниматься консалтингом по этому же вопросу? Нет, не может.
  • 6:52 - 6:58
    Это глупость конечно. Поэтому конечно же малые предприятия созданы,
  • 6:58 - 7:02
    создано их не много в каждом ВУЗе, у нас их 4.
  • 7:02 - 7:05
    Мы им пытаемся помогать всяческим образом, но мне кажется,
  • 7:05 - 7:10
    что закон должен быть доработан в направлении его демократизации
  • 7:10 - 7:15
    и представлении больших степеней свободы, чтобы и ВУЗы могли заботиться
  • 7:15 - 7:20
    о своих «детях», и сами предприятия могли каким-то образом развивать свою деятельность.
  • 7:20 - 7:25
    Вы считаете, что эти изменения к лучшему реальны в ближайшее будущее в России?
  • 7:25 - 7:28
    Я не знаю, наверное жизнь все равно их сделает реальными.
  • 7:28 - 7:33
    Но я знаю, что наше Министерство Образования, по крайней мере мне наш
  • 7:33 - 7:37
    руководитель рассказывал, что они готовят некие законодательные
  • 7:37 - 7:40
    инициативы для того, чтобы что-то поменять в этом законе.
  • 7:40 - 7:44
    Я подробности конечно не знаю, я что там твориться в Министерстве знаю слабо,
  • 7:44 - 7:49
    мне это не положено по должности, но я надеюсь, что все равно жизнь подскажет.
  • 7:49 - 7:54
    А долгосрочное сотрудничество с университетами после пилотной работы
  • 7:54 - 7:59
    в течение двух лет вас интересует? Скажем исследовательская работа,
  • 7:59 - 8:04
    потому что она же дает результаты, которые потом можно патентовать,
  • 8:04 - 8:09
    лицензировать. Над этим вы думали?
  • 8:09 - 8:19
    Долгосрочные контакты вне зависимости от программы «ЭВРИКА» нас интересуют.
  • 8:19 - 8:23
    Это не потому что мы скажем не имеем оборудования или людей,
  • 8:23 - 8:29
    и что здесь все лучше – это неправда. Вот университет, который я представляю
  • 8:29 - 8:32
    за последние 5 лет выиграл все проекты Российского Правительства,
  • 8:32 - 8:35
    какие только возможно, и мы вобщем-то очень здорово обновили нашу
  • 8:35 - 8:42
    эксперементальную базу. Но, здесь другой мир, здесь другой подход,
  • 8:42 - 8:47
    здесь другие люди и здесь другие примеры. И в любом случае
  • 8:47 - 8:53
    сотрудничество с другим миром, с другим менталитетом, с другим кругозором
  • 8:53 - 8:59
    – это очень полезно. Поэтому я думаю, что если все-таки университеты,
  • 8:59 - 9:04
    с которыми мы партнеры сочтут это полезным и нужным, я сделаю все,
  • 9:04 - 9:08
    чтобы мы сотрудничали и дальше, вне зависимости от финансирования,
  • 9:08 - 9:12
    от успехов, от поддержки и прочих вещей.
  • 9:12 -
    Спасибо вам большое за ваши комментарии, всего вам хорошего.
Title:
INT Evgeny Chuprunov YouTube sharing
Video Language:
Russian
Duration:
09:19

Russian subtitles

Revisions